Успешный старт на рынке труда – ключевое условие, которое определяет участие молодежи в жизни общества и ее влияние на общественное развитие. Данное обстоятельство и определяет, главным образом, высокую социальную значимость современного рынка труда, как сферы становления и развития трудового потенциала молодежи – самой экономически активной части общества [2, 6].

При этом рыночные условия найма остаются тяжелыми для молодых работников, не имеющих профессиональных навыков, производственного опыта и требуемой квалификации. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и имеет тенденцию к ухудшению. Трудоустройство молодых специалистов, вступающих в трудовую жизнь, имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, при трудоустройстве они опираются не на опыт, а на полученные теоретические знания. К сожалению, не больше 30 % выпускников на сегодняшний день могут похвастаться практическим опытом работы по специальности к моменту получения диплома, остальные же 70 % выпускников либо не имеют вообще никакого опыта работы, либо работали не по специальности. Отношение работодателей к такой ситуации не однозначное [1].

Одни, предпочитают не брать таких студентов и выпускников вузов на работу, так как считают это пустой тратой своего времени, другие же, наоборот, рассматривают молодых специалистов как потенциал, ведущий к дальнейшему развитию производства или предприятия. В этой связи актуальным и стратегически важным становится формирование действенного механизма обеспечения занятости молодежи в рамках государственной молодежной политики, с одной стороны, и политики занятости, с другой [3–5].

Перед выпускником ВУЗа неизбежно встают вопросы о трудоустройстве, многие студенты оказываются психологически не готовы к этому неизбежному этапу своей биографии, так как последние месяцы перед окончанием университета мотивация студентов смещена в сторону успешной сдачи экзаменов и написание диплома. Следует выделить, как минимум, три блока психологических проблем, связанных с трудоустройством выпускников.

Во-первых, недостаточное знание рынка труда и собственных возможностей приводит к тому, что выпускник зачастую не может определиться не со сферой деятельности, ни с характером труда на конкретном рабочем месте. Он плохо представляет себе, чем конкретно он хотел бы заниматься в течение рабочего дня, недели, года.

Во-вторых, существует конфликт между представлением о своих возможностях и запросов со стороны работодателя. Это касается не только имеющихся у студентов знаний и умений, но и оценки своего психологического потенциала, т. е. выпускнику трудно оценить, как уровень своих профессиональных компетенций, так и возможности личностной самореализации.

В-третьих, следует отметить нереалистичные ожидания в отношении заработной платы и сниженную мотивацию к накоплению трудового опыта.

Есть еще один аспект проблемы трудоустройства состоит в том, что выпускники имеют слабое представление об источниках поиска вакансий. Мы провели исследование.

С целью выявления того, какими источниками информации о вакансии пользуются выпускники мы провели исследование. Нами была разработана анкета и проведен опрос выпускников государственных ВУЗов Санкт-Петербурга разных специальностей, находящихся на этапе окончания вуза и поиска работы. В опросе приняли участие 200 чел. Полученные результаты представлены на диаграмме (рис 1.).

Основными источниками информации о вакансии по-прежнему является обращение к job-порталам (43 %). Но, несмотря на доказанную эффективность данного способа поиска работы следует отметить, что сами студенты отмечают сложности в комплексной оценке информации о вакансиях, представленных на job-портале.

Следующим по популярности источником поиска информации является нетворкинг (24 %), который представляет собой обращение за консультацией к друзьям/ знакомым. Данный способ является традиционным для российских выпускников. Следует отметить низкую эффективность ярмарк вакансий (2 %) и государственных служб занятости (1 %).

Прямое обращение к работодателю выпускники связывают прежде всего с поиском крупных престижных компаний и организаций, которые кажутся привлекательными с точки зрения материального и личностно-профессионального компонента.

Комплексное решение данных вопрос возможно в случае системного подхода к решению проблемы, который включает в себя профконсультирование, цель которого состоит в психологической диагностике склонностей и способностей студента. Большинство подростков и многие взрослые не в состоянии самостоятельно и адекватно
выбрать профессию. Свободное, сознательное и самостоятельное решение возможно принять лишь на основе знаний всей ситуации выбора и умения ею управлять.


Следующий шаг – это проведение семинаров, круглых столов для получения информации об основных психологических проблемах, волнующих соискателей и информировании их о ситуации на рынке труда. На старших курсах – это семинары-тренинги по технологии трудоустройства, дающие возможность подготовиться к активному поиску работы после окончания вуза, получить навыки эффективного общения, рассмотрение индивидуальных способов установления и поддержания контакта в различных ситуациях взаимодействия и ведения беседы, выявление недостатков и стереотипов общения и т. д.

С целью преодоления психологических трудностей на этапе трудоустройства нами был разработан тренинг «Я ищу работу», который включал в себя несколько разделов.

1. Формулировка цели. «Чего Вы хотите от работы?»: карьеры специалиста, денег, славы, престижа, власти, приятного общения с умными/успешными людьми, накопление опыта для открытия своего дела, возможности «выжить» и накормить семью.

2. Представление о будущем рабочем месте. Чем я хочу заниматься? С кем я хочу работать? Каким я вижу свое рабочее место? Мои требования к заработной плате? Мой анализ профессиональных и личных знаний, умений и квалификации.

3. Анализ источников информации о вакансии Оценка эффективности источника информации о вакансии. Решение вопроса о том какие средства информации использовать и в какой последовательности.

4. Подготовка нужных документов (резюме, рекомендательные письма, автобиография) Виды резюме. Разделы резюме. Эффективность резюме.

5. Поведение на собеседовании Вербальные и невербальные сигналы. Ответы на трудные вопросы. Типичные ошибки при собеседовании.

6. Стратегии самопрезентации Старание понравиться (ingratiating). Запугивание (intimidation). Самопродвижение, самореклама (self-promotion). Пояснение примером (exemplification).

Составной частью тренинга является процедура профконсультирование, которое включает в себя тестирование и собеседование по результатам прохождения тренинга.

Необходимо отметить, что современный многопрофильный ВУЗ обладает выраженным потенциалом педагогических, психологических, организационных средств для сопровождения процесса профессионального самоопределения. В настоящее время очевидная необходимость комплексного психологического сопровождения процесса построения карьеры, поиска места работы и осмысления своего профессионального пути.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ
НА ЭТАПЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Анастасия Таболина,
Дмитрий Тихонов,
Марина Оленникова
ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА
ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА ПСИХОЛОГ АНАСТАСИЯ ТАБОЛИНА
Психолог
Преподаватель психологии
Психолог-консультант
Семейный и парный психотерапевт

E-mail: asyatabolina@gmail.com
ЗАПИСЬ
НА ТЕРАПИЮ